Что такое ESP и как это работает

Наличие в вашем автомобиле системы стабилизации может стать решающим фактором за сохранение жизни в аварийной ситуации. Как же работает система стабилизации?

Система стабилизации, или, как их еще называют, система курсовой устойчивости контролируется специальным блоком управления. Многочисленные датчики отслеживают направление движения автомобиля в зависимости от положения руля и педали акселератора. Также компьютер получает от датчиков информацию о боковых ускорениях и ориентации заноса.

В итоге при возникновении угрожающей ситуации, когда водитель теряет контроль над машиной, ESP распознает опасность и вступает в работу молниеносно. Курс корректируется путем подтормаживания обоих колес по правому или левому борту либо одного переднего или заднего. В зависимости от степени риска заноса система сама решает, какое из колес должно притормозить. В крайнем случае, ESP «душит» двигатель, ограничивая подачу топлива в инжектор. Сам процесс происходит быстро и едва заметно, а главные роли отведены электронному блоку управления и антиблокировочной системе ABS.

ESP что это такое?

Как вы понимаете, сама по себе ESP ничего не стоит: главное, чтобы автомобиль был оснащен системой ABS, в довесок к которой прилагается программа ESP с необходимыми сенсорами. Так что себестоимость ESP не может быть очень высокой, и тем более кажется кощунственным тот факт, что покупатели вынуждены отказываеться от полезного ангела-хранителя из-за завышенной стоимости.

ESP

С февраля 2009 года все-краш тесты по системе Euro NCAP ужесточаются. В результате того, что многие автомобили набирают максимальные пять звезд в ходе различных тестов, руководство организации приняло решение внести новый критерий оценки: наличие в базовом оснащении системы стабилизации ESP. В результате, по новым правилам автомобили будут получать одну единственную оценку, а не четыре, как ранее.

Система стабилизации

Конечно, это отличные новости для всех нас. И хотя система ESP с годами становилась все доступнее, многие производители продолжали предлагать ее как опцию, что неправильно. Те покупатели, которые попробовали ESP в действии заверили нас, что никогда не купят автомобиль без электронного ангела-хранителя.

ECP система курсовой устойчивости

А теперь рассмотрим отношение водителей развитых стран Европы к ESP. Вроде бы европейские государства – страны цивилизованные и охотно принимают самые современные технологии в свою повседневную жизнь, но многие автолюбители предпочитают потратиться на повышение уровня комфорта своей машины, нежели заказать лишнюю систему активной или пассивной безопасности.

В ходе исследования, касающегося систем стабилизации и курсовой устойчивости британская ассоциация The Society of Motor Manufacturers and Traders выявила следующую тенденцию: только 10% жителей Европы вообще в курсе что это такое и как действуют ESP. Остальные просто не представляют ценности систем Electronic Stability Control или Vehicle Stability Assist (у разных производителей данная технология именуется по-разному). Что тогда говорить о россиянах?
Получается так, что при заказе той или иной модели европейцы готовы отказаться от установки ESP в пользу, например, кожаного салона, климат-контроля, дорогой музыкальной аудиосистемы, ксеноновых фар и т.д. Примечательно, что такая ситуация показательная и для рынка России.

Для сравнения в ходе аналогичного расследования в США выяснилось, что если бы все автомобили были бы оснащены ESP, то количество ДТП можно было снизить ровно на 50%. Цифра внушительная. По информации от компании Honda владельцы ее моделей при наличии ESP на 35% имеют меньше шансов угодить в аварию.

Статистика заказов систем стабилизации на новые машины в Великобритании тоже удручающая: только 34% от общего числа покупателей просят дополнительно установить ESP. И только немцы - народ более щепетильный: 60% людей заказывают опцию ESP.

ESP

Конечно, дорогие модели от люксовых брендов, таких как Audi, BMW, Mercedes-Benz, Lexus и Volvo в стандартном исполнении уже укомплектованы системами курсовой устойчивости. Более дешевые бренды ставят эту технологию в список дорогостоящих опций.
Компания Bosch еще в далеком 1995 году разработала свою первую ESP и, по словам представителей компании, цена, по которой автомобильные бренды закупают системы стабилизации, в среднем не превышает 7000-9000 рублей, тогда как дилеры в прямом смысле «дерут» вдвое и даже втрое дороже уже с клиента.

Корпорация Mercedes-Benz сегодня оснащает технологией ESP каждую свою модель. «Для нас крайне важно, чтобы наши автомобили были бы не только комфортабельными и высокотехнологичными, но и максимально безопасными. Поэтому наше мнение таково: безопасность должна входить в стандартную комплектацию, поэтому и ESP наряду с другими системами активной и пассивной безопасности должна быть частью стандартного оборудования», - заявил официальный источник компании Mercedes-Benz.
Возьмем для оценки и отечественный рынок. Например, любимец публики Ford Focus в популярных комплектациях Comfort и Ghia. Сколько бы вы думали дилеры просят за опционную ESP? Целых 17 900 рублей! Понятное дело, что многие предпочтут «музыку» подороже, чем ESP. Тем более многие уверены в своих силах, случись чего...

ESP Ford

Мнение масс

Как уже говорилось, многие водители в Европе имеют слабое представление о пользе ESP. Поэтому британская ассоциация The Society of Motor Manufacturers and Traders предложила водителям разного пола и возраста пройти ознакомительный тест.
Прежде, чем провести испытания на полигоне, всех испытуемых спросили, что они знают о системах стабилизации и сколько готовы за них платить. Треть всей группы оказалась вообще не в курсе дела, а остальные имели только поверхностное представление, но готовы были бы в среднем платить за ESP не более 180 фунтов стерлингов (около 10 000 рублей).

Также участников попросили расставить приоритеты среди следующих параметров автомобиля: класс, имидж марки, дизайн кузова, объем багажника и экономичность. В среднем, система стабилизации в этом списке занимала только шестое место из семи.
После опроса среди испытуемых был проведен сам тест, организованный при поддержке специалистов из Bosch. В принципе, ничего сверхсложного от водителей не требовалось: каждый должен был выполнить упражнение «лосиный тест», или иными словами объезд внезапно появившегося неподвижного препятствия. Сначала с включенным ангелом хранителем в лице ESP, а затем без него на скорости 80 км/ч. С отключенной ESP все до единого потеряли контроль над машиной, что в реальной ситуации точно привело бы к аварии. Зато при задействованной системе стабилизации водители сумели удержать машину на правильной траектории и впоследствии выровнять автомобиль.

Что говорить об обычных автолюбителях, если в пользе ESP еще до конца не убедились страховые компании. По идее при наличии данной системы коэффициент должен только понижаться, но этого не происходит, и владельцы платят за полис столько же сколько и обладатели железных коней без ESP. Но в ближайшем будущем картина должна измениться, по крайне мере так считает владелец одной крупной страховой фирмы в Великобритании Джеймс Хэррисон: «Система стабилизации ESP эквивалентна появившейся в 1970 году антиблокировочной системе ABS, и машины с ABS облагались меньшим коэффициентом по сравнению с транспортными средствами без нее. Но произошло это не сразу. Та же история с ESP. Видимо страховым компаниям требуется время, чтобы понять, что та или иная система действительно заметно снижает риск ДТП».

Пока же системы курсовой устойчивости, несмотря на всю свою очевидную пользу, остаются мало востребованными по всему миру. Россия не исключение, хотя с каждым годом наши автолюбители становятся все более цивилизованными и внимательными не только к своей жизни, но и к жизни окружающих.

Резюме

Люди не до конца понимают, насколько жизненно необходимы системы курсовой устойчивости. При заказе новой машины покупатели скорее потратят деньги на улучшение комфорта, чем на ESP. Такова сложившаяся ситуация и изменить отношение к ESP мы попытались в данном вами материале.

На наш взгляд ESP в обязательном порядке должна стать частью стандартного оборудования всех автомобилей независимо от класса и марки, как ABS, ремни безопасности и подушки безопасности, тем более, что, как выяснилось, автопроизводители платят всего 200 фунтов за эту технологию фирме-производителю. Сами компании уверены, что со временем ESP попадет в список базового оснащения, но к чему ждать, ведь система снижает риск ДТП на 30%, а это тысячи спасенных жизней ежегодно.

Дата: 11 февраля 2009
Категория: Полезные советы
205863 просмотра
40 комментариев
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
  Отзывы и комментарии   (40)
Олег 15 января 2010 0   0
ОЧЕНЬ важная опция.
Наталия 12 августа 2010 0   0
Очень нужная и поучительная статья.Спасибо Антон,что познакомили нас с "Ангелом хранителем"...
Юрий 22 октября 2010 0   0
Большое спасибо за познавательную статью.Обязательно
буду ставить эту опцию.
Маша 27 октября 2010 0   0
Подскажите. а чем отличается ASR от ESP. Просто у меня в машине есть такая кнопка :)
Коля 28 октября 2010 0   0
Маша, вот Вам пояснение:
Работает в паре с АБС. Как только колесные датчики АБС фиксируют пробуксовку ведущих колес, противобуксовочная система автоматически уменьшает тяговое усилие (обороты) двигателя, а в некоторых случаях притормаживает те ведущие колеса, которые начинают буксовать (от одного до всех четырех). В таком режиме электроника обеспечивает максимально возможный разгон автомобиля при конкретных условиях дорожного покрытия.
Автомобили, оснащенные системой ASR, способны плавно трогаться даже на льду или гравийном покрытии. Автомобили с системой ASR также более устойчивы в поворотах при движении с незначительным ускорением.
В определенном смысле действие противобуксовочной системы обратно действию АБС.

ESP - хорошая вещь. На Рено Эспайсе стоит, за зиму ни одного заноса. Пробуксовка "в холостую" минимальная, а это отлично.
Александр 18 ноября 2010 0   0
Здраствуйте, прочитал статью и у меня возник вопрос,когда включать ESP или с ней всё время нужно езить зимиой не выключая?
Иван 19 ноября 2010 0   0
Александр, Вы немного не так поняли. ESP включать не нужно, этот режим включен по умолчанию, а кнопка (наоборот) нужна для отключения.
anvar 7 декабря 2010 0   0
я по сугробам Казанским езжу на 407пыже, однако на брюхо сажусь - т.е. клиренса маловато на этот случай уже есть модель 3008 (и ESP там в базе) - вот о ней я задумываюсь уж
Лев 24 декабря 2010 0   0
У меня на Mitsubishi Outlander II(XL)2998А установлен ESP - \"хорошая вещь\", но я, проездив на этом авто семь месяцев, так и не понял, что это за \"вещь\"?. Авто при трогании с места, если чуток даванул на \"газ\" при невключенном полном приводе, пробуксовывает на асфальте, что сильно раздражает. Неужели ESP не должен предотвращать пробуксовку авто?
Проф.Чайников 7 января 2011 0   0
Всегда ездил на "классике", пересел на FF2W буквально 2 недели назад и, думаю, было бы больше проблем, если не ESP (учитывая приличную "корму" и узкие "коридоры" заваленных снегом улиц). Система периодически включается, успеваешь заметить это только боковым зрением да по звуковому сигналу.
aleksandra 11 января 2011 0   0
Надо ли ESP отключать летом,Я правильно поняла ,что только зимойESPдолжен быть включенным
Юра 12 января 2011 0   0
aleksandra, нет не надо ничего отключать :)
Виталий 30 января 2011 0   0
Большое спасибо за статью! Как раз собираюсь приобрести авто и решал, стоит ли заказывать ESP как опцию. Ваша статься изменила мое мнение в пользу електроники. Даже не смотря на мой немалый опыт за рулем буду ставить! Лучше поставить и ни разу не воспользоваться, чем наоборот. До этого ведь ездил сам, а теперь с семьей. Их жизнь и здоровье стоят намного больше чем несколько сотен долларов.
Владимир 20 февраля 2011 0   0
Отличная статья!!
Но так ли уж ESP необходима на небольших седанах типа
Хюндай Солярис, который хочу купить?
Андрей 15 июня 2011 0   0
А еще забыли сказать, что зажимая то одно то другое колесо, при попытке имитировать блокировку межколесного дифференциала,когда машина застряла esp способствует поломке редуктора моста и межосевого дифференциала. Например у мерседеса ML межосевой диф. стал расходным материалом именно благодаря работе esp.
Ануар 16 июня 2011 0   0
Если есть кнопка отключения, значит есть ситуации, когда ESP рекомендуется отключать. Расскажите, когда ESP желательно выключать? Спасибо.
Damask 16 июня 2011 0   0
Отключать ESP нужно при езде с небольшой скоростью по сыпучему грунту, на цепях или если машина забуксовала. Вот типичный случай. Под разогретыми шинами только что приехавшего из поездки автомобиля при небольших температурах воздуха, лёд начинает подтаивать и шины оказываются в небольших лунках. Этого оказывается достаточно, чтобы машина застряла практически на ровном месте. Попытки раскачать машину взад вперёд, успеха не принесут, так как педаль газа становится ватной, то есть мотор перестаёт принимать обороты. Выехать удастся только отключив систему. То есть отключение системы помогает преодолевать сложные, скользкие и труднопроходимые участки. При обычном режиме движения ESP лучше не отключать.
Павел 5 июля 2011 0   0
Заслуга ESP очень сильно преувеличена, а особенно цифры статистики, которой нет и быть не может. Если головы на плечах нет, то никакая система не поможет и в то же время нет никакой необходимости в этих \"наворотах\", если голова есть на плечах.
Дима 3 декабря 2011 2   0
Павел никогда не ездил на заднем приводе с большим объемом мотора по гололеду с ESP.Заслуга ESP не преувеличена! и как может это говорить человек у которого ее нет. и причем тут голова на плечах- на скользких участках дороги- с ESP я их не ощущаю. ТАК ПИШУТ ВЛАДЕЛЬЦЫ ТАЗОВ 01-07:заслуга ABS,ESP,ГУР,ПОДУШЕК СИЛЬНО ПРЕУВЕЛИЧЕНА. ХВАТАЕТ ОДНОЙ ГОЛОВЫ НА ПЛЕЧАХ-Я ЖЕ ВСЮ ЖИЗНЬ БЕЗ НИХ ЕЗЖУ.НЕ ПОНИМАЮТ ЧТО ХВАТАЕТ 1 ОШИБКИ( КОТОРУЮ ВОЗМОЖНО СМОЖЕТ ИСПРАВИТЬ СИСТЕМА).
Алексей054 3 декабря 2011 0   0
можно ли подключить эту функцию на шкоду октавию А5 АКП,если уже стоит ASR
Дмитрий и Ксения 22 декабря 2011 0   0
Спасибо большое за видеоролик! Понятно, доступно и оч. необходимая вещь! Мы с женой задумались об её установке!!! У нас Додж Караван с АБС, возможно поставим и ESP!
Полностью согласны с предыдущим Дмитрием! Владельцы Тазиков, думающие как Павел (см. выше), сидите и не отсвечивайте! Речь идёт о вашей же БЕЗОПАСНОСТИ!!! Особенно важны системы ABS и ESP тем, у кого маленький опыт вождения, особенно зимой!!!
Artur 29 января 2012 0   0
А влияет ли включенный ESP на расход топлтва?
Иван 7 февраля 2012 0   0
Artur, Нет не влияет
Лика 15 февраля 2012 0   0
Загорается ESP не работает, потом датчик давления шин отключен. Проверила давление - подкачали. Отключилось. Через нек время загорается снова. ???????????? Гнать на диагностику или что еще можно проверить и исправить самим???
Айдар 16 марта 2012 0   0
Здравствуйте у меня такой вопрос,я как то раз отключил ESP и вот не знаю включен он или нет?Как узнать на mitsubishi outlandr xl&
андрей 31 мая 2012 0   0
Damask, спасибо за то что разжевали, очень было интересно почитать
Виктор 4 декабря 2012 0   0
Спасибо за понятное и разумное объяснение.
Станислав 8 февраля 2013 0   0
Очень полезная и важная функция авто. У меня правда VSC, но это то же самое. Зимой и в скользкую погоду летом очень выручает при неожиданных и резких маневрах.
миша 15 июня 2013 0   0
Здравствуйте у меня такой вопрос,я как то раз отключил ESP и вот не знаю включен он или нет?Как узнать?
миша 15 июня 2013 0   0
Здравствуйте у меня такой вопрос,я как то раз отключил ESP и вот не знаю включен он или нет?Как узнать на peugeot 3008?
Владимир 22 июня 2013 0   0
Я ездию на Рено Логан, комплектация Престиж 2008 год, всё есть кроме: АБС и подушки безопастности пассажира. Так как нет АБС а она у меня в опции за немалую денюжку как и подушка пассажира ЕСП тоже нет. Я не гоняю, торможу заранее, плавно разгоняюсь, проблем нет. На льду зимой не буксую. Иногда на стоянке какого нибуть гипермаркета катаюсь боком. кайф) В ЕСП как и в АБС не вижу смысла.
wiws 28 августа 2014 0   0
Вообще не понятно за что берут деньги при наличии ABS
По сути (при имеющейся ABS) - ESP, это только софт в мозгах компьютера.
Ни одного нового исполнительного механизма. Подачей топлива компьютер уже управляет, тормозной системой то же. Датчики на колесах уже стоят. Осталось переварить информацию с датчиков и применить по отношению к тормозам и подаче топлива.
serega1378 9 ноября 2014 0   0
Здравствуйте, мои дорогие человечки! Меня зовут Сергей. Пишу я вам из российской глубинки, а точнее - из Колхоза.
ESP для моего автомобиля - это как F-117 Night Hawk в 1981-м для вьетнамцев.
Поэтому, помните: сколько бы не было всяких полезных штучек и кнопочек в ваших автомобилях - главная "кнопочка" должна оставаться в голове. ESP - это безусловно хороший скачок в технологиях нашего времени... Но! Нужно активно анализировать дорожную ситуацию в движении непосредственно мозгами (биологическими) и не допускать таких ситуаций, когда ESP вносит свои корректировки в стабилизацию движения вашего автомобиля.
Другими словами, можно зимой "улететь" с дороги на надёжном, например, BMW X5 с активным ESP и достаточно надёжных шинах Nokian Tyres Hakkapeliitta 8 или ездить годами на ЗАЗ 968М на лысой летней резине "УругвайШина" с цепями и выползать сухим из снега...
Лихо водить авто или получать удовольствие от спокойной езды - дело ваше. Но, подвергать опасности других участников движения - риск не оправданный!
Всего хорошего!
Max86 23 апреля 2015 0   0
мишаЗдравствуйте у меня такой вопрос,я как то раз отключил ESP и вот не знаю включен он или нет?Как узнать на peugeot 3008?


По умолчанию ESP как и ASR всегда включен, кнопка служит для отключения в определенных ситуациях. При отключении на приборной панели загорается лампочка.
vkrest 6 февраля 2016 0   0
Проблемы при въезжании в горку на МБ С-180 (задний привод) - резина шипованная, все равно не берет. Может быть существует какой-то режим, помогающий преодолеть это прпятствие, подскажите, плз...
Владимир 24 февраля 2016 1   0
Когда я был ещё совсем зелёным водителем, купил себе машину, и даже не обращал особо внимания на технические характеристики. Но позже как-то стало интересно копаться в них, изучать... Услышал про систему ESP, что она очень хорошо защищает автомобиль от заносов. В Европе большинство машин оборудуются ESP в целях безопасности. А это именно то, что необходимо моей семье. Через время купил себе новое авто с этой системой. Сначала не мог понять, в чем же достоинство. Сами понимаете, «в этих ваших интернетах» могут всякое понаписывать. Результат почувствовал с первыми холодами — поздней осенью, когда начался гололёд. Был приятно удивлён, когда сработала эта система на очень резком заносе. Но если бы я был на месте пассажира, то наверное ничего не почувствовал. Теперь я уверен, безопасность моей семьи под контролем.
dfgt54gj98 25 февраля 2016 0   0
Больше количества, меньше качество. Вот и ставят электронику для чайников, заодно зарабатывают. Карбюратор, рессоры, железо- вот настоящяя машина! Долой электронику и катализаторы!
Андрей 25 марта 2016 0   0
У меня приятель купил лет пять назад мерс из Германии б/у. Там нормальный движок, 2,3 литра, ESP, ABS и прочие фичи. Я ему говорил, что лучше купить новую попроще, чем уже поюзаную. Но он мне, что это ж типа немцы делали, «мерин старым не бывает».
 
В общем едем мы по зимней грунтовке, погода морозная, и дорога хорошо укатана. Он мне говорит, хочешь посмотреть, как ESP работает ? Разгоняется под 80 км/час и в поворот. Мне страшно, я в ручки вцепился, а мы на скорости прошли поворот и норм. А он смеётся! В чём секрет? Независимая задняя подвеска и ESP. Никогда не подумал бы, что задний привод с ESP будет валить в повороте не хуже переднего.
tangerinka555 20 июля 2017 0   0
Сегодня, только, испытала все прелести электронных антипробуксовочных, антиблокировочных и противозаносных систем. Ехала по совершенно ровной дороге, не поворачивала, не тормозила, не ускорялась. Шел дождь. Просто попала в колею с водой. Машина поплыла, на скорости в 130-140 это очень, знаете ли, не приятно. В итоге, машина практически сама выровнялась. Хорошо, правда, рядом не оказалось автомобилей. Т.к. из одного края дороги в другой, все-таки меня мотануло. Мерседес полноприводный - это ВЕСЧЬ! На нашей бы консервной банке, отскребалась бы я от защитных ограждений вместе с капотом и бамперами. ТАк что не экономьте на этих системах. Голова, конечно, самая важная "кнопочка", как тут писали выше, но она очень часто не включена оказывается. Как у меня сегодня, я даже на спидометре не видела скорости. По скоростной дороге все гоняют, и я туда же. Так что не игнорируйте эти системы, их не зря придумали. И даже опытные водители, иногда, попадают в неприятные ситуации. Особенно после просмотра роликов с видео-регистраторов на ютьюб в этом убеждаюсь.  
anos 22 мая 2019 0   0
Лев, нет
Привет, оставь свой комментарий или отзыв
   Все комментарии проходят проверку модератором
  Вконтакте