Гаражные хлопоты

Даже весьма непритязательные на первый взгляд отечественные автомобили, вопреки анекдотам, невозможно починить при помощи кувалды, пассатижей и известной матери.

Причем, как ни странно, инструмента они потребуют иной раз побольше, чем навороченные иномарки! И зачастую предугадать, какой именно специфический ключ потребуется при ремонте, невозможно - если не знать конкретную машину досконально. К слову, далеко не в каждом наборе есть ключ на 15, а между тем без него не снимешь суппорт на старом "Москвиче-2140"... Ключ - штука копеечная, но, разобрав машину, столкнуться с отсутствием жизненно необходимого ключа очень обидно! Собирать обратно и ехать в магазин? Так что об инструменте стоит позаботиться заранее. И многие начинающие автомеханики даже не представляют, какое количество совершенно обязательных инструментов им необходимо приобрести! И в какую сумму все это обойдется...

Большинство сторонников самостоятельного ремонта, как правило, не замахиваются сразу на "капиталку" агрегатов - мотора и КПП, - и совершенно правильно. Ошибки в этом сложном деле неочевидны и выявляются лишь тогда, когда после долгих и тяжких трудов все уже собрано и установлено на машину. И заклинивание коленвала в результате неграмотной сборки (с проворачиванием вкладышей и задирами) бывает очень неприятным и дорогостоящим сюрпризом. Зато текущий ремонт подвески кажется всем делом несложным и любому рукастому мужику доступным. Подумаешь - резиночки поменять! В принципе это так - в подвеске все на виду, книжка по ремонту стоит недорого, а поломать массивные железяки не так просто. И, тем не менее, надеяться, что при этом удастся обойтись набором штатного инструмента, как минимум, наивно.

Итак, начинаем переоборудовать собственный гараж в небольшую автомастерскую.

Предупреждаю сразу - если вы не планируете заниматься ремонтом достаточно регулярно, а собираетесь "разок перетряхнуть машину", то лучше выбросьте эту идею из головы. Увы, необходимый набор инструментов обойдется много дороже визита в мастерскую. Так что, подбирая оборудование, будем исходить из того, что авторемонт будет, как минимум, вашим хобби, а то и способом иногда подзаработать. Потому начинаем с самого дорогого, но, увы, совершенно необходимого - электроинструмента.

Машина углошлифовальная - болгарка 


Минимальный набор первой необходимости - болгарка, дрель, сварка. И если кто-то думает, что эта неразлучная троица необходима только кузовщикам, то он явно никогда не сталкивался с закисшими насмерть болтами и вырванными с мясом шпильками. А между тем практически в любой подвеске хоть один такой фокус непременно окажется! (Из этого следует, кстати, еще один вывод: перед началом работы запаситесь полным набором крепежа - болтами и гайками, - поскольку большинство старых вам повторно использовать не удастся: резьбы будут испорчены коррозией.) Привожу пример: простейшая операция - замена кронштейна передней растяжки ("краба") на отечественном автомобиле типа "зубило" (2108-2115). Кронштейны эти силуминовые и при попадании колеса в хорошую яму лопаются, спасая кузов от повреждений. Так что такая замена - операция вполне обыденная и на вид очень простая: три болта и большая гайка. Но если гайка растяжки требует всего лишь мощного ключа с крепким воротком и усиливающей трубы (иначе ее не стронуть с места), то длинные болты вкручены в закладные гайки, закрепленные внутри нижней поперечины кузова. Закреплены они там тонкими железными отбортовками и, стоит болту слегка заржаветь, легко срываются с креплений и начинают свободно вращаться. Зафиксировать их невозможно, они внутри короба, и вот тут-то без электроинструмента вы окажетесь в дурацком положении: болт уже отпущен, ехать так нельзя, а выкрутить его невозможно - проворачивается. Что делать? Болгаркой режем болт, дрелью высверливаем отверстие под ремонтную втулку, сваркой эту втулку привариваем. Итого - замена двухсотрублевого "краба" потребовала инструмента на двадцать тысяч рублей. В мастерской с вас возьмут не больше тысячи за все.

Сварочный полуавтомат 


Сразу скажу, что такая сумма выведена для хорошего профессионального инструмента. Подбирая оборудование для автомастерской, пусть даже маленькой, сразу забудьте про все "бытовые" жужжалки, которые хранятся в чулане для подтверждения репутации хозяйственного мужика. Все эти дешевые китайские поделки в чемоданных наборах годятся для того, чтобы раз в году повесить полочку, а в гараж будьте любезны покупать надежную технику проверенных фирм. Поэтому дрель будет стоить не менее трех тысяч рублей, болгарка - не менее пяти, а минимально пригодная углекислотная сварка-полуавтомат типа "кемпи" обойдется тысяч в двенадцать-пятнадцать. Рекомендовать какие-то конкретные марки не буду, любой продавец в магазине инструмента вам покажет профессиональные модели, да вы и сами их легко узнаете - по цене. Зато и служить этот инструмент будет годами.

Далее - средства подъема. Гараж, предназначенный под мастерскую, само собой, должен быть оборудован ямой - иначе никак. Гидравлические или электрические подъемники в стандартный гараж не поместятся, да и стоят они просто несусветных денег. Но к яме все равно нужны устройства для поднятия машины, то есть домкраты. Множественное число здесь не случайно - домкратов надо как минимум два, поскольку, кроме подъема кузова, очень часто надо отдельно приподнять агрегат или поджать нижний рычаг подвески. Очень удобны вертикальные гидравлические домкраты (с подкатными в гараже часто не развернешься), но учтите: хороший домкрат стоит не менее трех тысяч рублей, а дешевые китайские потекут через неделю. Экономичный вариант - винтовые вертикальные, но там придется много работать руками. Всевозможные "лапы" и "домки", а уж особенно штатные жигулевские, вставные в поддомкратник, выбросьте сразу - они для работы не годятся. И самое главное - упоры. Работать под машиной, вывешенной только на домкрате, - отсроченное самоубийство. В качестве упоров можно использовать специализированные устройства с фиксацией на разной высоте, но на самом деле сойдет набор устойчивых деревянных чурбаков плюс доски, которыми закрывается яма, - бесплатно и вполне практично.

Домкраты: гидравлические и винтовые 


Теперь - ключи. Хороший набор рожковых и торцевых ключей от надежного отечественного производителя стоит около пяти тысяч. Импортные выглядят много красивее, но существенно дороже при сравнимом качестве металла. Главное - избегать блестящих китайских поделок, которые сделаны из чего угодно, только не из железа, - как минимум, это неизбежное разочарование, а то и травмы, когда переломившийся ключ калечит руки. Но надо понимать, что даже хороший набор - это минимально необходимое. В машине много труднодоступных гаек, к которым не подлезешь стандартным инструментом. Так что готовьтесь к покупке хотя бы нескольких спецголовок - удлиненных и тонкостенных, а также "карданчиков" и "трещоток". Эти устройства могут понадобиться для одной-двух гаек на всю машину, но без них эту гайку не одолеть ничем. Покупать полные наборы спецголовок нерентабельно - обычно достаточно двух-трех для конкретных гаек. Очень удобны накидные ключи-трещотки с храповиками, но они стоят от пятисот рублей за штуку, и без них почти всегда можно обойтись, поработав руками.

Набор ключей - необходимый минимум 


Далее - отвертки. Их понадобится целый букет: короткая тонкая, короткая мощная, средняя универсальная, длинная тонкая, большая силовая. Все это умножайте на два, поскольку нужны крестовые и шлицевые. Всякие наборы, где в ручке отвертки находятся разной формы наконечники, для серьезной работы не годятся - непрочны и неудобны. Сорванный шлиц спрятанного в неудобном месте винта может причинить столько неприятностей, что об экономии на отвертках придется сильно пожалеть. Так что отвертки должны иметь удобные обрезиненные ручки, чтобы не скользили в замасленных руках, и твердосплавные жала правильной формы. Добавим к этому ударную отвертку для отворачивания силовых винтов и будем считать, что любой винт у нас в руках.

Отвертки всякие нужны 


Теперь - средства усиления. Это молоток, кувалда, проставки, вороток и труба. Увы, поездившая по соленой зимней каше хотя бы пару лет машина не даст вам отвернуть половину болтов без этих инструментов. Молоток подойдет обычный, на прочной рукоятке, надежно на ней закрепленный, - отлетевшая головка молотка может обойтись в приличный кузовной ремонт. Где не справляется молоток - берем кувалду. Двухкилограммовой для легкового автомобиля вполне достаточно - иначе велик соблазн что-нибудь поломать. Проставки нужны двух видов - твердые для выбивания закисших болтов и мягкие для нанесения ударов по нежным узлам. Мягкие обычно делают из меди, а в качестве твердых хороши хромованадиевые, поскольку они не раскалываются от удара. Вороток и труба нужны для создания большого откручивающего усилия - стандартного воротка из торцевого набора часто недостаточно. К ним хорошо иметь несколько силовых головок - с толстыми стенками. Например, ступичную гайку на 32, неудачно законтренную зубилом, да еще и приржавевшую, иной раз стандартной головкой не стронешь - только головку поломаешь.

Кувалда и вороток 


Ну что, вы убедились, что самостоятельный ремонт автомобиля отнюдь не способ сэкономить деньги? Мы уже насчитали инструмента тысяч на тридцать, а список в самом начале! На эту сумму можно не раз посетить автомастерскую. Но если вы собираетесь заниматься автомобильным ремонтом профессионально, зарабатывая этим на жизнь, или же ремонт автомобиля (или его тюнинг) будет вашим хобби, то затраты эти вполне оправданны.

Дата: 14 мая 2008
Категория: Автобизнес
10474 просмотра
оставить комментарий
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
  Отзывы и комментарии
Привет, оставь свой комментарий или отзыв
   Все комментарии проходят проверку модератором
  Вконтакте