За час мимо "пострадавшего" проехало несколько сотен машин.
Инспекторы ГАИ достали из своего микроавтобуса манекен, одели его в спортивный костюм, телогрейку и положили у самой проезжей части. Много ли водителей остановится, чтобы помочь бедняге и предотвратить несчастье?
Эксперимент проводился вечером во вторник под Минском. Спрятавшись неподалеку, ждем пять, десять минут - машины пролетают одна за другой. Не выдержав, инспекторы останавливают "мерседес".
- Я его не сбивал, - начал было выгораживать себя водитель Александр, но быстро понял, что это эксперимент и пешеход ненастоящий.
Оправдания других водителей самые разные: "отвлекся и не заметил", "понял, что это манекен", "а разве ему нужна помощь?"…
Но вот одна машина тормозит и с включенной аварийной сигнализацией сдает назад. Водитель выскакивает с мобильником. Его удивление сменяется улыбкой при виде ГАИ и журналистов. Каково же было удивление инспекторов, когда мимо проехал уазик с надписью "Медпомощь" на борту. Правда, вскоре своих коллег реабилитировали врачи сенненской больницы - поспешили на помощь.
Манекен лежал почти час. За это время проехало несколько сотен машин. Многие просто притормаживали, возможно, замечали вдалеке ГАИ, и ехали дальше, но только 3—4 водителя остановились и вышли из автомобилей.
Кстати, в Уголовном кодексе есть статья о заведомом оставлении потерпевшего в опасности. Можно ли ее применить к водителям, которые не останавливаются в аналогичных ситуациях?
- Если виновник ДТП наверняка знает, что пострадавшему нужна помощь, и покидает его - это уже преступление и уголовная ответственность, - говорит Станислав Соловей, старший инспектор УГАИ МВД Беларуси. - А если водитель безучастно проедет мимо лежащего на обочине и даже не поинтересуется, ранен ли он, нужна ли помощь, пожалуй, формально перед законом будет чист. А перед совестью?