Как сегодня обстоят дела в сфере грузоперевозок и повлиял ли на
них кризис? Сколько в Беларуси грузоперевозчиков и достаточно ли это
для создания в Беларуси развитой логистической сети? На эти вопросы в
эфире Радио TUT.BY рассказали главный специалист
управления автомобильного и городского электрического транспорта
Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Павел Колос и
консультант управления развития транспортных систем, транспортной
логистики и инвестирования Василий Евсей.
Как сегодня реально обстоят дела в сфере грузоперевозок.
Насколько изменилась эта сфера в связи с кризисом? Не упал ли к ней
интерес?
П.К.: Данная сфера всегда интересна, хотя кризис и внес
сюда некоторые коррективы и изменения. В начале года рынок
грузоперевозок немного уменьшился. Сейчас он начинает подниматься,
наблюдается постепенный рост объемов.
На каком направлении перевозок произошел наибольший спад?
П.К.: Думаю, на рынке международных перевозок. Из-за
снижения спроса на товары в Европе снизилась платежеспособность и
тарифные ставки.
Наши производители промышленных товаров диверсифицируют рынки
сбыта, ориентируясь на Азию и Ближний Восток. Можно ли говорить о том,
что грузоперевозчики уже чувствуют диверсификацию экспорта и тоже
начинают ориентироваться на другие страны?
П.К.: Совершенно верно. Наши грузоперевозчики также начали
работать совместно с отечественными промышленными предприятиями. Ведь
грузоперевозчики идут вслед за товаром.
О каком количестве грузоперевозчиков можно вести речь сегодня?
П.К.: На международных грузоперевозках работают несколько тысяч перевозчиков.
Василий Константинович, сколько грузоперевозчиков нужно, чтобы создать в Беларуси развитую логистическую сеть?
В.Е.: На мой взгляд, ставить такой вопрос не совсем
корректно. Логистическая цепь строится для перераспределения товарных
потоков и создания новых условий. Дело в том, что инфраструктура
западных стран уже перегружена. Поэтому сейчас грузовладельцы пытаются
найти новые схемы товародвижения.
В свое время Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси было
одним из инициаторов создания такой логистической сети. Наша работа
проводилась совместно с Государственным таможенным комитетом и
Министерством торговли. В прошлом году на уровне правительства была
принята программа развития логистической системы на период до 2015
года. Это программа предусматривает перспективную сеть логистических
центров. В основном она примыкает к основным транспортным коридорам,
которые проходят через Беларусь.
Вопрос о покупке компаниями грузовых автомобилей и временных
заградительных пошлин на ввоз в Беларусь грузовиков с двигателем
экологического стандарта "Евро- 3". Это своего рода поддержка МАЗа.
Скажите, она себя оправдывает?
П.К.: Сейчас нет смысла приобретать новые автомобили для
международных перевозок класса "Евро-3" и ниже. На рынках Западной
Европы, куда идут большие грузовые потоки, требуются автомобили класса
"Евро-4" и "Евро-5". А автомобили с экологическим стандартом "Евро-3"
довольно дороги в эксплуатации. Поэтому об этом просто нет смысла
разговаривать.
Наши грузоперевозчики в большинстве своем используют отечественную автомобильную технику или импортную?
П.К.: Каждый перевозчик выбирает наиболее подходящий для
себя тип автомобиля. Те, кто располагаются вблизи сервисных европейский
станций, предпочитают брать себе зарубежные автомобили. В то же время,
зарубежная сеть МАЗа еще не настолько развита.
Хотелось бы узнать, какие конкретно проекты в создании
логической сети в Беларуси являются приоритетными? Как обстоят дела с
реализацией этих инвестпроектов?
П.К.: Каждый проект по-своему уникален. Потому об их приоритетности говорить не приходится.
Проект строительства логистического центра "Прилесье" в СЭЗ
"Минск" является одним из самых крупных и будет занимать более 70
гектаров. Его учредителями выступила иранская компания "Кейсон", а
также еще некоторые компании.
Второй проект связан с размещением объекта в районе национального
аэропорта "Минск", который будет реализовываться бельгийской компанией.
Он будет занимать около 100 гектаров. В настоящее время решается вопрос
землеотвода. Ориентировочная стоимость данного проекта - более 300 млн
долларов. По моим прогнозам, это будет самый прогрессивный проект, ведь
в него приходят инвесторы со своими грузопотоками.
Кроме того, мы активно приводим работу по созданию объектов на
базе существующей инфраструктуры. Например, при Оршанском авиаремонтном
заводе планируется создать логистический центр с тремя видами
транспорта. Для реализации этого проекта мы нашли латвийского инвестора.
В каких еще районах нашей страны планируется построить важные логистические центры?
П.К.: Подобные логистические центры должны появиться в
Барановичах, Бобруйске, Борисове, Жлобине, Мозыре, Орше и Пинске.
Планируемые нами центры будут находиться на основных транспортных
артериях.
С какими еще сложностями, кроме поиска инвесторов, вы сталкиваетесь сегодня?
П. К.: Основная проблема в том, что действующее
законодательство предусматривает выделение земельных участков через
проведение аукциона. Поэтому мы ждем, когда вступит в силу
президентский декрет № 10, который предусматривает выделение таких
земельных участков без проведения аукционов.
2015 год - это реальный срок формирования этой логистической сети?
В.Е.: К этому времени невозможно сформировать всю
логистическую сеть, потому что для реализации этих проектов необходимы
огромные инвестиции.
Возможно, проект в районе национального аэропорта "Минск-1" потребует возведения новой взлетно-посадочной полосы для самолетов.
Бытует мнение, что международные грузоперевозчики объезжают
Беларусь через страны Балтии и Украину. Насколько создание
логистической сети увеличит грузопоток через нашу страну?
В. Е.: Мы планируем, что грузопоток увеличится.
Строительство подобных центров будет работать, в первую очередь, на
развитие транзитных перевозок. Кроме того, мы надеемся привлечь к этому
транзитному потоку наши экспортно-импортные грузы.
TUT.by