Не секрет, что работа водителя – дальнобойщика всегда ответственна и связана с серьезными рисками. Часто водители устают за рулем, засыпают и попадают в серьезные ДТП. Можно ли облегчить труд водителя, обезопасить его и окружающих на трассе? Оказывается, что уже сегодня ведется большая работа по замене человека – водителя электронными системами («автопилотами»). Подобные системы полностью исключают, так называемый «человеческий фактор» и ориентируются в дорожной обстановке исключительно на основании электронных данных, получаемых от датчиков, радаров, камер, системы GPS и других источников информации.
У них
Крупнейший производитель тягачей и грузовиков – американская компания Freightliner Trucks объявила о сертификации первого в мире автономного грузовика, предназначенного для эксплуатации на дорогах общего пользования.
На грузовой автомобиль установлена электронная система (Highway Pilot), которая может полностью заменить водителя. В комплект электронной системы входит бортовой компьютер, панорамная камера, радары и специальные сенсоры. Бортовой компьютер опознает специальные маркировочные символы, нанесенные на трассах, и ведет автомобиль по указанной разметке. При этом автомобиль поддерживает заданную скорость и двигается в потоке машин, поддерживая безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля.
Правда, пока система работает только в четырех штатах США, дороги которых оборудованы специальными маркировочными символами. Но, как говорится: лиха беда – начало.
У нас
Аналогичные испытания проводятся и в России. Российский производитель ОАО «КамАЗ» планирует начать испытания автономного грузовика уже на следующей неделе. Для испытаний отобран серийный автомобиль КамАЗ – 5350. Он укомплектован необходимым оборудованием для испытания различных автономных режимов. В комплект оборудования входят бортовой компьютер, система связи, радары, видеокамеры, сенсоры.
Планируется провести испытания около десяти различных вариантов движения автомобиля, таких, как движение по заданному маршруту, движение в колонне, дистанционное управление автомобилем, управление автомобилем с помощью системы Глонасс и другие.
Планируется, что к 2025 – 2027 годах будет выпущен полностью беспилотный КамАЗ.
Так что до превращения фантастики в реальность не так уж и далеко. Подождем!