Наступивший год запомнится не только стагнацией мирового автопрома и банкротством Chrysler, но и беспрецедентной атакой китайских автомобильных пиратов. Причем чем дальше, тем все более наглеют последователи капитана Флинта из Поднебесной.
Когда китайский автопром пребывал в младенчестве, то воровство чужой интеллектуальной собственности никого не пугало.
Ну кого могла испугать кургузая подделка Jeep Cherokee, которую клепала какая-то полукустарная мастерская из Муданьцзяня? Однако по мере того, как в Китае стала развиваться (причем весьма стремительно) автомобильная отрасль, клоны европейских, японских и американских автомобилей стали появляться во все больших и больших количествах. Ну а настоящий прорыв произошел на рубеже 2008-2009 годов, когда китайские товарищи обнаглели настолько, что ворованные машины попытались даже неоднократно патентовать под видом собственных разработок.Такое положение дел сложилось во многом благодаря политике китайских властей. Как известно, любой автопроизводитель, прежде чем приступить к выпуску в Китае своего автомобиля, обязан передать в китайские сертифицирующие органы полную техдокументацию. Ссылки на всякого рода коммерческую тайну и секретность технологии здесь неуместны. В случае отказа предоставить техдокументацию автопроизводителя попросту пошлют по известному адресу вместе с его автомобилем и инвестициями.
Китайский рынок растет как на дрожжах, и от желающих застолбить на нем местечко отбоя нет. Вот и приходится идти на поклон к китайским чиновникам. Которые, вне всякого сомнения, полученной техдокументацией с удовольствием поделятся с кем-нибудь из местных автопроизводителей. И не надо думать, что об этом не знают власти. Еще как знают и наверняка поощряют подобную практику. Ведь вместо того, чтобы тратить на самостоятельные разработки многие миллионы долларов, проще украсть то, что само плывет в руки.
Например, многие европейские фирмы с огромными научно-конструкторскими бюро еще только находятся в процессе разработки гибридных силовых установок, а в Китае уже вовсю продается гибридный BYD F3 DM, который является ворованной Toyota Corolla.
Geely и ее вызывающий смех «премиум-бренд» с труднопроизносимым названием Gleagle отметились своими клонами Toyota. Geely FC является уже, наверное, сотой вариацией на тему Toyota Corolla, а «премиальный» Gleagle GX8718 слизан c Toyota RAV4. Но на этом Geely не успокоилась и поразила мировую автомобильную общественность роскошным седаном Geely GE, дизайн которого настолько явно перекликается с Rolls-Royce Phantom, что дело может окончиться судебным разбирательством с концерном BMW, владеющим легендарной английской маркой.
Не оставили китайцы в покое и другую английскую легендарную марку – Bentley. Малоизвестная фирма Huatai по-тихому скопировала Bentley Continental Flying Spur.
На подобном фоне такие «мелочи», как Changfeng Acumen (Volvo S40), Yema SQJ6451 (Subaru Forester) и Lifan 320 (Mini Cooper), выглядят сущей мелочевкой.