Будущее без водителей – готовы ли мы?

Технологический прогресс делает возможным передвижение автомобилей без участия водителей. Однако нужно ли нам такое будущее? Volvo Trucks утверждает, что повышение автономности транспорта может способствовать не исключению водителя из процесса, а акцентированию важности его участия.

История автономности транспортных средств начинается еще в 1970-х в Японии. И сегодня университеты и научно-исследовательские институты по всему миру занимаются разработками в этой области. Сотни и тысячи километров проехали автомобили без водителя, и приверженцы этой технологии верят, что она помогает увеличить пропускную способность дорог, снизить количество заторов и, что наиболее важно, способствует безопасности на дороге, исключая человеческий фактор. Они настаивают: если по статистике виной 90 процентов аварий становится человеческий фактор, то почему вообще не исключить этот фактор из процесса? В то же время, у оппонентов растет озабоченность сбоями в компьютерных системах. И кто же будет признан виновным в аварии с участием автомобиля без водителя, произошедшей в результате компьютерной ошибки?

Технологический прогресс делает возможным передвижение автомобилей без участия водителей

Такие автоматизированные системы как сенсоры, камеры и радар, следящие за ситуацией на дороге и за окружающими транспортными средствами, имеют ряд преимуществ перед человеком. Однако Карл Йохан Алмквист, руководитель отдела безопасности дорожного движения и автомобилей компании Volvo Trucks, уверен, что наилучшим решением является тандем автоматизированных систем с 360-градусной системой слежения и высококвалифицированного водителя, с его знаниями и опытом.

«Мы верим в водителя и восхищаемся возможностями человеческого мозга принимать решения, с которыми автоматическая система испытывает затруднения, – говорит он. – Да, компьютер никогда не устает, но он может выполнять только то, что заложено в программу. И если ситуация выходит из-под контроля, то здесь на помощь приходят навыки водителя. Как правило, в нестандартных ситуациях водители чаще принимают правильное решение: применить ли плавное или экстренное торможение, или объехать препятствие».

Volvo Trucks разрабатывает системы помощи водителям в ситуациях, когда возможна потеря концентрации: например, в заторах на дороге. «Когда вы движетесь очень медленно, ваш мозг отвлекается, вы теряете концентрацию и если машина перед Вами внезапно остановится, вы можете не успеть избежать столкновения с ней, – отмечает Алмквист. – Есть ситуации, когда помощь водителю оказывается как нельзя кстати».

Volvo Trucks разрабатывает системы помощи водителям в ситуациях

Идея Volvo соединить навыки квалифицированного водителя с автоматизированными системами автомобиля реализуется в проекте SARTRE (тренинги по безопасности на дороге ради сохранения окружающей среды). Идея проекта, в котором Volvo участвует через свой исследовательско-инновационный центр Volvo Technology, заключается в том, чтобы разработать технологию для движения в автокараване, когда профессиональный водитель на первом в колонне автомобиле будет вести за собой всю колонну. Каждый ведомый автомобиль колонны будет держать дистанцию, скорость и направление, заданные первым автомобилем. Автомобили не будут механически соединены друг с другом и в любой момент могут покинуть колонну. Но находясь в ней, водители следующих за лидирующим автомобилей, могут расслабиться и заниматься другими делами, пока их автомобиль едет под руководством первого в колонне водителя.

Ожидается, что такое передвижение в автокараване будет иметь много преимуществ: увеличится безопасность на дороге, т.к. будет сведено к минимуму влияние человеческого фактора; снизится расход топлив и уровень выбросов СО2 (снижение составит до 20 процентов); уменьшится количество заторов на дорогах, т.к. автомобили будут следовать строго друг за другом на расстоянии нескольких метров; водители ведомых автомобилей смогут поработать, поесть или просто отдохнуть.

Безопасность – одна из ключевых ценностей компании Volvo

Эта технология была успешно протестирована на автокараване с одним ведомым автомобилем. Однако, потребуется гораздо больше времени, чтобы эта технология получила законодательную основу и стала общепризнанной.

Volvo Trucks принимает активное участие в нескольких технологических проектах, подобных проекту SARTRE, т.к. результаты разработок и извлекаемые из работы уроки являются весьма ценным опытом.

«Безопасность – одна из ключевых ценностей компании Volvo, и поэтому мы вкладываем много усилий в автоматизацию процессов, связанных с обеспечением максимальной безопасности, – подчеркивает Алмквист. – Технологии развиваются интенсивно, но наша главная цель – внедрить их в работу так, чтобы это было безопасно для человека. Даже если автомобилем управляет компьютер, вы должны ощущать себя так же безопасно, как если бы вы сами вели машину».

Карл Йохан Алмквист упоминает об автопилотируемых системах в авиации как о наиболее приближенных к тем, которые будут двигать вперед технологии индустрии транспорта. «Сегодня можно нажать кнопку и лететь на автопилоте сразу после взлета и до самой посадки, – говорит он. – Но пилоты на борту все равно есть. Даже два».

Дата: 12 октября 2011
Категория: Автобизнес
2335 просмотров
2 комментария
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
  Отзывы и комментарии   (2)
geralt_rivia 12 марта 2014 0   0
Полностью от водителей отказаться - только мечты, по крайне мере в ближайшие лет 100. Вот спустит колесо у такого автопилотируемого автомобиля, и что? Водителя нет, чтобы поменять, будут к каждому вызывать эвакуатор? А поспособствовать облегчению работы автоматика может вполне - как на современных истребителях пилот и компьютер едины.
natpantera11 14 марта 2014 0   0
Статья очень хорошая и актуальная в сегодняшних реалиях, в особенности, если рассматривать какое количество человеческих жертв происходит ежегодно в результате автокатастроф, где зачастую причиной происшествия является человеческий фактор. Большое количество водителей автотранспортных средств пренебрегают  правилами безопасносного движения, позволяют садиться за руль автомобиля в нетрезвом состоянии, при этом не отдают себе отчета в том, что они в ответе не только за свою собственную жизнь, а прежде всего за тех участников транспортного движения, которые могут быть случайно вовлечены в результате ДТП. Частично идеи статьи, возможно, смогут реализоваться в недалеком будущем, но все-таки думается, что деятельность высшей нервной системы человека не сможет превзойти компьютеризация и автоматизация.
Привет, оставь свой комментарий или отзыв
   Все комментарии проходят проверку модератором
  Вконтакте